ВОСТОКУ СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР

 

За всеми гонками команды спидвеистов "Восток" с трибун восторженно следит около 7 тысяч болельщиков. Еще раз в 5 больше болеют сами по себе. Но что же спрятано от их глаз в поднятой мотоциклом пыли и не слышно за звуком ревущих моторов?

Всё хорошее

"Восток" - уникальная команда, потому что единственная участвует в чемпионате без участия приглашенных спортсменов, рассчитывая только на гонщиков, воспитанных в Приморье. В сезоне 2003 года команду терзали травмы, но во всех ситуациях она выходила достойно. Молодежь заняла второе место в командном чемпионате России среди юниоров, а все вместе с ветеранами стали третьими во взрослом командном чемпионате страны. Впереди остались только "Мега-Лада" и "ЛУКОЙЛ", как оказалось, не такие уж недосягаемые соперники, ведь победы над ними были так реальны. Зрители радовались победам, грустили над поражениями, создавали из гонщиков кумиров, но мало кто из них знал, что спортсменам приходится бороться не только на дорожках с соперниками...

Подготовкой должны заниматься компетентные люди

Широкой огласке было предано то, как проводили подготовительные сборы наши гонщики перед сезоном 2003 года. Они поехали в Польшу, где тренировались, смотрели гонки высокого класса, и, самое главное, готовили моторы у польских механиков. Покупка дополнительных запчастей менеджером команды Евгением Каминским вообще отдельная история, когда было закуплено совершенно не то, что нужно. Многое куплено не новое, а уже пользованное другими гонщиками польской лиги и. возможно, выброшенное за ненадобностью Летом взяли запчасти в долг под честное слово Григория, но клуб до сих пор не рассчитался с долгами полностью.
"Восток" весь сезон откатал почти без запасных частей, и только чудом удалось довести чемпионат до конца, потому что уже на стыковой гонке с "Салаватом" мотоциклы наших гонщиков, по технической изношенности, были на исходе. "Восток" в сезоне-2003 доказал, что не только технический фактор важен в победе: ведь по техническому оснащению мы стояли на четвертом месте, а в итоге заняли уверенное третье место в чемпионате.
В нынешнее межсезонье уже давно прошло время, когда нужно было заказывать метанол, мотоциклы, запчасти, форму и т.д. На будущий сезон потом достать все будет проблематично - поставщиков не так много, а спрос большой. Опять говорится о том, что весной поедут готовиться в Польшу. А про Австралию, в которую не раз обещал отправить на сборы "Восток" Копылов, вообще не вспоминают, да и сразу никто серьезно это заявление не воспринял.

Что заработали гонщики своей ездой?

Во Владивостоке прошло 10 гонок различного уровня, трибуны были переполнены, по крайней мере, все сидячие места (5 700) всегда были заняты. Примерно на 5 тысяч из них люди покупали билеты, остальные же разошлись как пригласительные. Кроме этого, много людей входят на стадион по дешевым входным билетам - без места. В среднем билет на трибуну "Авангарда" стоит 100 рублей. Нетрудно подсчитать, что за сезон только на билетах было заработано минимум 5 миллионов рублей, не считая выручки за размещение наружной рекламы и проведение рекламных акций среди зрителей во время проведения соревнований. Команде же по окончании сезона заявили, что они заработали за сезон 2 миллиона 100 тысяч рублей! Возможно, они имели в виду с вычетом 30 процентов, которые сразу отчисляются руководству стадиона, но и тогда получается 3,5 миллион -куда же делись остальные?
Вопрос... Кстати, те деньги, что остаются на стадионе, почему-то тоже не видны. Самое большая проблема "Авангарда"- это его дорожка, она давно не соответствует положению соревнований. Там уже нет дресвы, а только пыль, асфальт и непонятная грязь с камнями. Эту массу, конечно, пытаются постоянно рыхлить, создавая видимость качественного покрытия, но кого они пытаются обмануть, непонятно. Незначительные работы на "Авангарде" действительно были сделаны, но лишь незначительные. Опять же не раз говорилось о постройке дополнительной трибуны, которая позволит большему числу болельщиков комфортно наблюдать за гонкой и не стоять за два дня в огромной очереди в кассу за билетами, боясь, что тебе не хватит места. Но слова остаются словами.

А что получили?

Гонщикам до декабря прошедшего года были выплачены все зарплаты, но главный доход спортсменов составляет не ставка (неудивительно, ведь она примерно от 3, 8 до 5, 5 тысяч рублей в месяц), а премиальные за победу в гонке, очковые и бонусы. Очковые тоже выплачены полностью, а премировали "Восток" лишь раз - в первой гонке чемпионата, остальные премии (каждому примерно по 40 тысяч рублей) и бонусы (от 3 до 20 тысяч рублей у разных гонщиков) висят долгом. Приказ о премиях существует и подписан Копыловым, но теперь свои действия клуб оправдывает тем, что там не оговорена сумма. Хорошо, но совершенно точно были обещаны 15 тысяч каждому за победу в нерешающем стыковом матче с "Салаватом". Встречу с честью под крики ликующих трибун выиграли, а денег гонщики так и не увидели.

Они ведь люди, а не машины для езды

А существует еще такое понятие, как быт спортсменов. Сейчас, например, только приехавшему из Уссурийска Сергею Лазаренко предоставили крохотную квартирку, чтобы тому было, где жить во Владивостоке. Остальным юниорам надеяться на помощь клуба в этом вопросе не приходится. Это никому не нужно. Единственное, в чем помогает спидвей в обычной жизни - это учеба: большинство учатся по спортивному контракту в ДВГТУ, но вот Сергею Лазаренко с первого же курса пришлось уходить в академический отпуск, потому ему приходится зарабатывать на жизнь, перегоняя и продавая машины. Времени на учебу нет, жить-то на что-то надо, а клуб денег не выплачивает. Никто не заботится и о службе в армии ребят - спидвеисты всегда служили в спортротах, а сейчас их забирают как всех и никто за них не борется.
Забывают и о защите наших гонщиков. Даже о нормальной страховке не заботятся в клубе. Например. Григорий Лагута, получивший в этом году травму, из-за которой пропустил почти весь сезон, получил компенсацию в размере 3500 рублей!!! Сейчас в других клубах ему предлагают самые лучшие условия с достойной зарплатой и техникой, даже введенный в этом году трансферт не преграда для желающих видеть у себя Лагуту. А в клубе лежит заявление от Лагуты, в котором расписано в 12-ти пунктах невыполнение условий контракта, прежде всего в финансовом плане.

Главный где?

Главному тренеру команды Виктору Успенскому уже давно нет дела до интересов команды. Он разве что не спит на гонке, а разбираться в спорных ситуациях никогда не берется - отстаивать честь своих, "так называемых воспитанников", считает ненужным. А "так называемыми воспитанниками" Успенского гонщики были названы, потому что к процессу подготовки спортсменов Успенский имеет второстепенное отношение, на тренировках он почти не появляется, а если и бывает в это время на стадионе, то совершенно не для того, чтобы оттачивать мастерство и технику спидвеистов. Часто своими действиями Успенский сталкивает спортсменов между собой, что негативно сказывается на моральной обстановке в команде. Успенский многое решает, но ни за что не отвечает в клубе.
Конечно, можно сделать скидку на возраст официального главного тренера команды - ему уже как-никак, а 67 лет, но в таком случае можно работать на менее важной должности и не мешать развитию спидвея, а заниматься какой-нибудь административной работой. Но у Успенского, по всей видимости, свой интерес, но. Увы, далеко не спортивный.
Вместе с Успенским "руководят" клубом: исполнительный директор НП "Спидвей-Восток" Александр Яцков не представляющий, как на самом деле должен работать человек, занимающий его должность; Анатолий Чупанов - председатель городского комитета по физической культуре и спорту (уже несколько лет комитет является промежуточным пунктом между городской администрацией и клубом, создавая немало проблем); администратор команды и член правления НП "Спидвей-Восток" Владимир Селезнев, в недавнем прошлом являвшийся главным
противником спидвея во Владивостоке. Ну, а главный "любимец" в команде - менеджер Евгений Каминский, попавший в клуб при поддержке Успенского. Этот менеджер получал деньги от спонсоров и присваивал часть себе. Львиную долю от оставшегося он не известив ни руководство, ни гонщиков, тратил на своего сына Николая, являвшегося юниором "Востока". Пользуясь лояльным отношением руководства НП "Спидвей-Восток" он мог приобретать запчасти на сезон, не советуясь с механиком, гонщиками, что в данной ситуации необходимо. О непрофессионализме руководства нашей команды кричат многие факты. Например, то, что оно совершенно не следит за составлением календаря выступлений спортсменов. В прошлом году юниорам пришлось провести 4 гонки за пять дней, причем в разных юродах России. В этом году надеялись на то, что права команды отстоят, но история повторилась. На совещание в Москву, где решался календарь соревнований, отправились Успенский и Чупанов, который там совершенно был не нужен, а нужен был кто-то из, гонщиков. Настаивали взять Харченко, но не взяли. В итоге в этом году за 7 дней "Восток" проведет 5 гонок опять же в разных городах страны, то есть спортсмены без отдыха, сна и подготовки техники будут выходить на старт. Кроме того, представители от "Востока" не добились проведения во Владивостоке ни одной личной гонки, а как призеры чемпионата мы имели право рассчитывать хотя бы на полуфинал ЛЧР или Кубок пар, например. Руководитель федерации мотоспорта России Андрей Савин сказал, что об этом даже не просили. В общем, есть от чего возмущаться.

Пришло решение

Чтобы не разбираться с проблемами, которые сложились в команде, забыть о долгах перед спортсменами, руководству было проще взять и... уволить половину команды. Известили их об этом письмом. Его получили четверо гонщиков - Максим Кононец. Игорь Швеи. Игорь Столяров и Григорий Харченко. В нем говорилось, что они уволены, потому что закончено действие контрактов, которые изначально составлены с нарушением, и в ближайшем будущем с ними готовы обговорить новый контракт. Но как можно уволить людей, каждому из которых клуб должен немалые деньги? Кроме того, по Трудовому кодексу их должны были известить об увольнении за два месяца до этого. Прежде всего, это незаконно. Но зато можно "сэкономить" деньги, не оплачивая месяцы в период перезаключения контрактов на 2004 год.
Но это еще половина дела вторым пунктом в письме стояло "изменение штатной структуры". Клуб в числе прочих, например, сократил должность водителя, которую занимали Григории Лагута-старший (отец гонщика Григория). Но самое страшное, что убрали из клуба должность тренера ЮНИОРОВ, которую занимал Аркадий Кононец! Он был, пожалуй, единственным человеком, который действительно занимался молодежью, сейчас у него воспитывается 15 потенциальных гонщиков основного состава "Востока". Теперь юниоры никому не нужны... совсем. Никто ими заниматься не будет. Успенскому и до основной команды дела нет, а уж молодые, наверняка при таком положении просто разбегутся.
Причина полного сокращения должности тренера юниоров кроется скорее не в необходимости уменьшить штат работников, а в желании избавиться от конкретного человека. Аркадий Кононец. человек, для которого спидвей - "это его жизнь, даже не спидвей, а конкретно команда "Восток". Естественно, он не мог смотреть, как просто так уходят деньги из клуба в неизвестном направлении, а, например, мальчишкам до середины лета не могли найти хоть чуть-чуть денег на метанол, чтобы проводить тренировки, где к тому же на одном мотоцикле занимается, чуть ли не 5 человек. Аркадий вместе с Григорием Харченко стали заходить все дальше в поисках справедливости, и они стали неугодны. Аркадия уволить просто, объяснить же увольнение лучшего гонщика командного чемпионата России, коим является Харченко общественности было бы сложно, и, по всей видимости. "Временным увольнением" постарались Григория приструнить.
Приказ N° 45, по которому уволили представителей "Востока", подписал исполнительный директор клуба Яцков, но он утверждает, что решение было принято на заседании правления, в которое входит Копылов. Успенский и Селезнев, при участии председателя городского спортивного комитета Анатолия Чупанова. Однако просьба разъяснить ситуацию, обращенная к Успенскому ни к чему не привела - он утверждает, что все решил Яцков с Чупановым. В общем, никто не виноват Дальнейшие расспросы ни к чему не приводят. Взять на себя ответственность за решение никто не хочет, разве что до Копылова гонщикам не получается добраться. Своего президента они видят, только на гонках на стадионе. Все попытки встретиться с ним, обсудить дела команды, рассказать о проблемах ни разу не увенчались успехом.

Что же будет?

Не раз президенту клуба готовились письма, одно из которых не успела отправить наша команда, потому что сами получили извещения. Их письмо сообщало о том, что гонщики "Востока" не желают работать вместе Виктором Успенским, Александром Яцковым, Анатолием Чупановым, Владимиром Селезневым и Евгением Каминским, потому что из-за них выделенные на команду средства доходят не в полном объеме, и к тому же люди работают непрофессионально. Под письмом подписалась вся команда кроме капитана Игоря Столярова, работающего сейчас в Японии Письмо не было отправлено и уже не будет. Теперь гонщики просто открыто заявляют о том, что они ни за что не будут больше работать с перечисленными людьми.. "Нельзя все время терпеть, как тебя унижают", - слова Аркадия Кононца от имени всей команды. Теперь, скорее всего. "Восток" будет искать поддержку где-то на стороне. На создание новой команды с нуля и участие ее в чемпионате России необходимо примерно 14 миллионов рублей, что не так много по сравнению с футболом и баскетболом в нашем городе. Нынешние руководители "Востока", возможно, и добивались ухода, дабы создать свою команду из приглашенных гонщиков, но "Восток" не сдастся. Останется "Востоком" пусть они и станут альтернативной командой, но свое название - "Восток" - готовы отстаивать до последнего, а нынешние руководители, если "затеяли создавать новый коллектив, пусть называют его другим именем.

Вместо окончания

Единственное, что, похоже, не учитывают нынешние руководители "Востока", это то, что с новой командой им легче не станет. Если местные гонщики, тренер и механик терпели несправедливости, невыплаты причитающихся за услуги денег и пропажу спонсорских денег в неизвестном направлении, терпели и ездили, потому что в них оставалось чувство патриотизма за город и любовь к команде, то приезжие спортсмены при малейшем невыполнении условии легко и просто соберутся и уедут домой. То есть беречь и лелеять нужно своих гонщиков, и не закалять их проблемами, а потом ожидать, что они попросятся обратно в клуб на любых условиях. Но они уже не вернутся к нынешнему руководству. Ни за что. Слишком наболело. Устали "Восток" будет жить, но в профессиональном, добросовестном и честном коллективе. Да здравствует спидвей!

Сергей АЛМАЗОВ газета "Свободный голос Приморья"


Hosted by uCoz