Три дня в сборной России
Три дня жизни были выкинуты впустую на дорогу до Благовещенска и обратно, но с другой стороны прочитаны три книжки Коэльо, один Космо, разгадано множество кроссвордов и передумано много мыслей, но главное то, что за время пребывания в Благовещенске приобретено значительно больше, там я провела одни из лучших дней в своей жизни.
В командировку меня не пустили, так что ехала я, взяв отгулы, и конечно за свой счет, как истинная любительница спорта. Приехала в пятницу утром в морозный Благовещенск. На вокзале меня встречал Сергей Петрович Шевченко (помогающий тренировать юниоров «Востока», тренер и механик сборной России по ледовому спидвею, много лет работал с Владимиром Фадеевым), который быстро усадил меня в красивую спортивную машину (объяснив, что ее здесь купили одному из гонщиков) и повез в сторону гостиницы. Смутно помню пейзаж за окном машины, ведь еще не отошла от переезда на поезде, но в итоге, мы остановились у столовой. «Автобуса уже нет, значит, сборная уже позавтракала» - были слова Сергея Петровича, и мы последовали с ним внутрь, было немного обидно, что сборники уже покинули столовую, но и приятно, что буду питаться там же, где и они.
Через несколько минут мы оказались в гостинице «Зея», где тоже почти никого не было, хотя иногда заходили люди, которым меня непременно представляли. Мы разбудили БМ, который мирно спал в одном из номеров гостиницы. Вскоре в номере Сергей Петровича, который жил вместе с механиком «Востока» и сборной России по ледовому спидвею Андреем Ткаченко, появился Александр Леонидович Яцков, директор нашего клуба «Восток». Он на своей машине приехал сюда с двумя целями. 1. Привез по просьбе организаторов соревнований 200-литровую бочку метанола, на свой страх и риск вез ее через столько километров, но остался очень горд и доволен собой. 2. Конечно же, посмотреть соревнования, ведь «лед» он, так же как и я, в живую не видел ни разу.
Дружной компанией вместе с двумя гонщиками (тогда я еще не знала, что это Лумпов и Перцев) мы поехали на стадион, где в закрытом парке кипела работа по подготовке к официальной тренировке. Лед на стадионе был готов, но по нему еще ездили машины и шлифовали до состояния идеального, хотя после первого же заезда его сильно разбивают шипами. Потом пришло время пройти внутрь закрытого парка. В тесном помещении один за другим, стояло, казалось, мотоциклов 20. Конечно же, первое внимание привлекли шипы, и я их сразу сфотографировала. Как очень четко подметил кое-кто из владивостокцев, гаревый мотоцикл больше приближен к велосипеду, а ледовый - к самолетуJ Действительно ледовый «аппарат» более красив, впечатляет раскрашенным защитным бампером, ну и опять же шипы, просто слов нет.
В боксе Сергей Петрович по порядку стал меня представлять всем присутствующим от главного тренера команды до гонщиков. Я, если честно, сильно растерялась. Я никогда не бывала в столь именитом коллективе и смотрела с обожание на всех этих чемпионов мира, МСМК, ЗМСов и т.д. Голова пошла кругом. Рядом стоял 10-кратный чемпион мира Александр Балашов, по боксу бегал действующий чемпион мира Виталя Хомицевич, тут же неподалеку находился и чемпион Европы Дима Буланкин. Чтобы добить меня окончательно и перепутать все мои мысли Сергей Петрович познакомил меня с колоритным шведом прошлогодним чемпионом мира 55-летним Серениусом Пэл Олафом и его земляком Стефаном Свенсоном. Тогда я больше всего на свете пожалела о том, что забросила совершенствовать и развивать свой английский… Немного поговорила со старшим тренером команды, суровым и опытным человеком, с которым я потом еще не раз пересекалась, но уже со стороны гонщиков.
Потом была торжественная выгрузка метанола из багажника джипа Яцкова. А вскоре кто-то из гонщиков завел мотоцикл, я успела вдохнуть знакомый запах. Но спешу сообщить всем любителями запаха метанола, что из ледового мотоцикла он пахнет немного по-другому, несмотря на то, что в явовских моторах используются те же масла, но мороз и другое покрытие делают свое дело…
Пока гонщики и их механики готовили мотоциклы, Александр Леонидович утащил меня куда-то в город по своим делам, и поэтому я не увидела самого начала тренировки. С некоторым опозданием мы все же вернулись на стадион «Амур», и я ахнула от переполнивших меня чувств восторга и прибавившегося в крови адреналина. Не смогли на лед в этот день выйти только шведы, так как их мотоциклы еще были в пути из Хабаровска. Мотоцикл немца Роберта Абеля тоже не пришел, но для тренировок ему свой аппарат выделил уссуриец Сергей Казаков, на котором гость ничего особенного не показал, лишь раз упал после ошибки, но, чуть-чуть сдвинув ограждающие мешки набитые соломой, поднялся и откатил мотоцикл в парк, на следующий день он сел уже на свой мотоцикл. А на тренировке заметнее всех были - прошлогодний победитель благовещенских соревнований Валерий Перцев, Дмитрий Буланкин, Юрий Поликарпов да Владимир Лумпов. Это была всего лишь официальная тренировка, которая быстро закончилась.
Все поехали обедать. Я БМ, Сергей Петрович, Андрей Ткаченко, оба шведа и Яцков, пошли в соседнее от столовой, где была сборная, кафе. Забавно побеседовали со шведами на русско-английском, надорвали животы от смеха, но не поехали отдыхать в гостиницу, как положено, было бы, а вскоре снова вернулись на стадион. К этому времени я освоилась по лучше, стала общаться со всеми, присматриваться. Быстро нашли мы общий язык с Юрием Поликарповым, смеялись, слушая его рассказы. Рядом Ваня Иванов примерял настоящую металлическую кольчугу, чем сильно меня заинтересовал, оказывается, в Германии в таких целых халатах работаю мясники, а наши переделали их в защитные жилеты, которые одевают под костюм. Члены сборной, ухмыляясь, говорили, все как один, что наш гаревый спидвей - это спорт для ленивых, ведь нашим гонщикам не приходиться столько возиться с мотоциклом, так кропотливо готовить его к каждому заезду. Как на самом деле идет работа ледовиков, в полной мере удалось увидеть, правда, в субботу - первый день открытых международных соревнований. Уже покидая бокс, сфотографировались вместе с Виталей Хомицевичем и Юрием Поликарповым, это была единственная фотография, на которой есть я, но и самая неудачная в тоже время…
В моих руках все время был цифровой фотоаппарат (спасибо семье Древятниковых) и, несмотря на все суеверия, мне, как немного привилегированной персонеJ, разрешали фотографировать всех и вся. Хотя заранее хочу извиниться за качество фотографий, которая сделала моя неприспособленная для этого рука.
Ну да ладно, а впереди нас ждал вечер смеха и веселья. Почти вся сборная собралась в одной комнате, и слушали веселые рассказы Яцкова, делились своими. Здесь я поняла, что такого дружного, сплоченного, открытого коллектива я не видела никогда и вряд ли когда-то увижу. Мало того, что они держаться друг за дружку, (пусть каждый и приехал из других город, пусть они и главные соперники на всех соревнованиях) но они с легкостью пускают в свой круг общения и всех желающих. Я в частности, к огромной своей радости и гордости была встречена всеми очень радужно. Особенно тесно мы сдружились с Юниром Базеевым (которого и оказалась та машина-конфетка Skyline) и его механиком Валерой. Не зная город, мы на ощупь вместе ездили его изучали, ходили по магазинам и вообще много времени проводили вместе. Но и со всеми остальными я общалась, как со старыми друзьями, одним словом, я была безумно счастлива. В команде мне было дано прозвище Настя, и почти все меня так называли, а через некоторое время я даже научилась на это имя откликаться.
Ко всему прочему, без проблем нашлось место, где меня расселить и по поводу гостиничного номера и затрат на него проблем у меня не возникло. Впрочем, в тот номер я приходила только спать, а остальное время проводила у С.Ш., на стадионе или еще где-то. С собой я взяла футболку, а впереди у меня на ней надпись «Планета льда», ну и пускай, что сзади написано «керлинг», зато было в ней очень приятно расхаживать в гостинице среди ледовиковJ но это мелочи. Простите, отвлеклась.
Настал день соревнований. Все пришли на стадион за пару часов, а я неотрывно везде следовала за сборной, я вообще боялась хоть на часок отрываться от них. В итоге вдоволь насмотрелась на то, как собираются, разбираются моторы, заливается метанол, выравниваются по ниточке колеса. С приближением гонки в боксе становилось все больше лишних людей, я вот тоже была таковой, но старалась не мешаться и уворачиваться от мотоциклов, бегающих людей, однако ощущение посторонней еще долгое время не давало покоя. Несколько раз мне приходилось, чуть ли не драться с охраной, которая не хотела меня в числе многих пускать в бокс, ведь бейджика мне не нашлось, а не каждую секунду найдется кто-то из тех, кто меня сможет забрать с собой внутрь. Но, тем не менее, я всегда добивалась своего. И к концу меня все запомнили и даже не пытались трогать. А вот большинству из тех, кто стоял на трибунах всю гонку, я, конечно, не позавидовала бы, ведь в боксах было тепло, сколько хочешь кофе, бутербродов и вообще комфортно, а вот на улице, ниже 10 градусом мороза! Я стойко отсиживала серию заездов, а потом вместе со всеми отправлялась на перекур в бокс. Самое главное, что пока смотришь заезд, мороза вообще не чувствуешь даже, если стоять без рукавиц или шапки, и только, когда умолкают моторы, начинают леденеть все конечности и открытые части тела.
Что касается самих соревнований. После построения российский флаг под звуки гимна, как можно было предположить, поднимал действующий чемпион мира Виталий Хомицевич, которому предстояло выехать в первом же заезде. Здесь в борьбе с благовещенцем Максимом Барабошкин неожиданно для всех Виталий ничего не смог поделать. Максим далеко оторвался, Виталий довольствовался двумя очками, а прошлогодний чемпион мира швед Пэл Олаф Серениус и вовсе остался четвертым. Еще три заезда из первой серии выиграли гонщики Юнир Базеев, Николай Красников и Иван Иванов. В третьем заезде, правда, пришлось сойти с дистанции после старта Дмитрию Буланкину, который мог реально помешать Красникову, но Дмитрий в спешке забыл... надеть очки, что заметил, уже стоя у старта. Такого в истории сборной России еще не случалось. Теперь надолго он станет предметом добрых насмешек товарищей по команде.
В закрытом парке после первой серии заездов чувствовалось заметное оживление, кроме того, что все время суетились сами спортсмены, так еще в небольшом и без того тесном помещении находилось много людей, чудом прорвавшиеся посмотреть на гонщиков, да и погреться за одно. Во второй серии заездов и далее Барабошкин неожиданно для всех доказал, что победы его на родном треке не случайность - в итоге за день он заработал 15 из 15 возможных очков. Всего двух очков не хватило Владимиру Лумпову, чтобы сровняться с лидером, а третье место по сумме набранных за один день очков разделили Николаи - Акимов и Красников. Именитый уссуриец Сергей Казаков лишь раз смог проехать, заработать одно очко, потом возникли проблемы с мотоциклом, да и особым желанием ехать, видимо, Сергей не горел, спокойно отреагировав на сход. Зато очень расстроился Юрий Поликарпов, который потерял несколько очков из-за того, что его сняли за пересечение линии трека. Гонки на этот день закончились, но после небольшого перерыва почти все гонщики вновь вернулись на стадион, погрузившись в свои моторы.
Уже вечером в гостинице, естественно, был разбор полетов, обсуждение гонки, но, как-то не очень долго и быстренько все разговоры перешли на обычные житейские темы. В веселой дружеской атмосфере. Самое главное, что режим никто не нарушал, и строго по своему графику спортсмены отправились спать, ну, а мы, последовав их примеру, тоже разошлись по своим номерам.
Во второй день утром мы с механиком Валерой долго ждали, когда вернуться Юнир Базеев и Александр Балашов, которые поехали в аэропорт, встречать прилетевшую жену Балашова. Они сильно задерживались и на завтрак явно не успевали, а, приехав, сразу помчались на стадион. Я осталась еще в гостинице, раскачала БМ, а, позавтракав, мы вместе рванули на «Амур». Максиму в этот день представилась возможность прикоснуться к мотоциклу, когда потребовалась помощь Володе Лумпову, БМ заметно оживился, ведь до этого в закрытом парке он (как и я) был лишь сторонним наблюдателем.
В воскресенье зрителей на трибунах прибавилось, хотя мороз стал сильнее, а в закрытом парке наоборот стало свободнее и просторнее - служба охраны стала строже пропускать в бокс. В первом же заезде Поликарпов, решив отыграться за прошлый день, со старта вырвался вперед, следом за ним поехали Базеев и Хомицевич, так и финишировали, но перед следующим стартом судьи объявили о том, что результат Базеева не засчитан из-за пересечения линий, ограничивающих трек. Второй старт выиграл Дмитрий Буланкин, в третьем - из-за неполадок с мотоциклом лидер Барабошкин был вынужден сойти, пропустив вперед Серениуса и Лумпова. Далее на дорожки вышли Абель, Красников, Иванков, Балашов. Красников лидирует, а Балашову пришлось сойти с дистанции после того, как он сцепился на вираже с немцем. Тот порвал шипами костюм Балашова, но, слава богу, сама нога осталась неповрежденной. После этого Александру в жесткой форме пришлось объяснить гостю, что нам такой опасной езды не надо. И немец впредь был осторожен.
В 12 заезде благовещенец Павел Чайка был снят, за то, что коснулся колесом стартовой системы. Многие начали спорить, что, мол, могли бы судьи и оставить его в заезде, но ведь нельзя же пренебрегать общепринятыми правилами! А победил здесь Дмитрий Буланкин, и повторил это в следующем старте после перерыва.
В 15 заезде второе дыхание открылось у Юнира Базеев, у которого гонка второго дня пошла не лучшим образом. Со старта он мощно рванул вперед, ехал красиво, а попытки Валерия Перцева объехать его не увенчались успехом. 17 заезд этого дня получился полностью из благовещенцев, поскольку Барабошкин, Чайка и Акименко были изначально заявлены в него, то Иванков заменил, не вышедшего на гонку Казакова. Барабошкин - вне конкуренции, Чайка и Иванков бились за вторую позицию, но повезло больше первому.
Интереснейшим и очень напряженным получился предпоследний заезд гонки, в котором стартовали Балашов, Базеев, Акимов и Свенсон. Первая остановка произошла, когда Акимов в жестком противостоянии с Базеевым задел ограждение из мешков, но с заезда никого не сняли. В перезаезде первый вновь шел Базеев, на сей раз Акимов, уже разорвал мешки с сеном, откровенно не вписавшись в поворот, судьи на старт его не вернули. К моменту третьего перезаезда, оставшиеся участники совсем устали, руки Юнира Базеева еле держали руль, но он смог, в общем, без особых, проблем выиграть, вторым финишировал швед, третьим - Балашов. Последний старт гонки выиграл у Серениуса, Абеля и Хомицевича Иван Иванов.
В итоге главный приз соревнований получил Барабошкин, а второе и третье место осталось за Владимиром Лумповым и Дмитрием Буланкиным соответственно. Впрочем, соревнования такого уровня не оставляют ни победитлей, ни побежденных - все участники, и все довольны. Действительно все остались счастливы. Дружно мы загрузились в автобус и поехали отдыхать. Сегодня впервые вечером никто уже не пошел на стадион…
А потом в команде случилось «ЧП», но это уже совсем другая историяJ На этом можно поставить и точку.
Что касается самого Благовещенск, то он оставил у меня впечатление такого «советского» городка с дешевыми гостиницами, кафе, минимум магазинов и пустынными улицами. После живого Владивостока дико не видеть людей даже на центральных улицах. Но я так и не смогла уехать в воскресенье, как планировалось изначально. И не пожалела. Чего только стоила подробная беседа с Виталием Хомицевичем. Больше всего меня впечатлил его рассказ о том, как он в этом году выиграл чемпинат мира с травмированной ключицей, одним коленом и порванными связками на другой. Только летом ему сделали операцию по пересадке донорских связок, а он уже рвется в бой, но пока сам понимает, что слабоват. Вообще очень приятное впечатление оставил этот человек. В общем, поездка дала мне многое.
Лишь в понедельник Юнир отвез меня и БМ на вокзал, и мы сели на поезд, который умчал нас во Владивосток. Почти со слезами на глазах я прощалась со всеми в гостинице. Удачи всем вам, ребята. Теперь болею за всех очень сильно. Спасибо за все, что вы нам подарили.
Так же огромное спасибо Сергею Шевченко и Андрею Ткаченко за то, что открыли для меня этот новый мир, а Татьяне и Сергею Карайченцевым за помощь в организации поездки.
P.S. В числе новых знакомств у меня произошло еще одно… без преувеличения. Это БМ. Такое чувство, что раньше мы и не были с ним знакомы. До этого мы ни разу не проводили столько времени вместе. Я узнала его несколько лучше после многочасовых разговоров, поняла некоторые поступки. В какой-то степени он предстал передо мной более приятном свете. И это тоже хороший итог моей поездке. Приятно познакомиться, МаксимJ